Сайт Мессианской Еврейской

Общины "Кеhилат Йешуа"

(קהילת ישוע)

Газеты

עיתונים

 

 

Иисус и фарисеи

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Матф.23:3). Неправда ли, странная фраза, сказанная Йешуа.

К сожалению, в современном мире слово «фарисей» стало синонимом таких слов как «лицемер», «ханжа», и даже несет окраску чего-то демонического. Также мало кто знает, что современный иудаизм является приемником древней фарисейской традиции, которая начала закладываться во времена Иисуса Христа. И уж конечно мало кто подозревает, что многое из того, о чем говорил и учил Иисус во многом было похоже на учение фарисеев.
Из Евангелий и других исторических документов мы узнаем, что во времена Иисуса было большое количество различных религиозных и политических сект в среде еврейского народа: саддукеи, ессеи, фарисеи, прозелиты, сикарии, иродиане, эллинисты или эллинские евреи и т.д. Каждое из этих течений заслуживает особого изучения, но мы остановимся на фарисеях.

Слово «фарисеи» (на иврите прушим) происходит от ивритского слова «паруш», что означает «отделять». Фарисеи считали, что их жизнь должна быть отделена от ритуальной нечистоты. Как о них свидетельствует древний историк Иосиф Флавий: «количество фарисеев во времена Второго Храма составляло около шести тысяч человек». Фарисейское направление иудаизма времен Второго Храма было одно из самых влиятельных в еврейском обществе. После известного восстания Хасмонеев против Антиоха Епифана, которое закончилось победой над эллинской армией, расклад политических и религиозных сил в Израиле изменился. В религиозном мире появилось новое движение, последователи которого называли себя «хасидим» (от слова хэсэд «милость») или прушим. В их среде появились две религиозные школы: бэйт Ѓиллель (школа Гиллеля) и бэйт Шамай (школа Шамая). Эти школы обсуждали вопросы, связанные с соблюдением заповедей и имели расхождение по многим из них.
Со временем идеи, которые провозглашались фарисеями стали очень популярны в среде еврейского народа. Это происходило из-за того, что к тому времени, потомки Аарона – храмовые служители (саддукеи), стали отделяться от обычного люда и стали элитой еврейского общества. Поэтому в среде народа Израиля они не имели большой популярности, а фарисеи со своими простыми и доступными идеями приобретали все больший вес в еврейском мире. Фарисеи произвели в религиозных законах немало реформ с целью сделать их более гуманными, особенно в уголовном праве.

Хочу привести цитату из книги известного автора Хаима Маккоби из книги «Революция в Иудее» (Иисус и еврейское сопротивление):
<цитата>

Иисус как фарисей
Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Матф.7:12).
Это подобно изречению Гиллеля: «Что ненавистно тебе, того не желай ближнему твоему: в этом весь закон, а все прочее – комментарий». Гиллель родился в 75 г. до н.э. Формулировка Гиллеля негативна, тогда как формулировка Иисуса позитивна. Обе формулы, как Гиллеля и Иисуса, основаны на предписании Торы: «Люби ближнего твоего как самого себя».
«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар.2:27).
Это подобно талмудическому изречению: «Суббота была вручена вам, а не вы вручены субботе» (Вавилонский Талмуд, трактат Йома 85). Это изречение используется в Талмуде для оправдания снисходительности в толковании субботних законов.
«Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» (Иоан.7:23).
Этот конкретный аргумент также находился в Талмуде. «Если обрезание, касающееся одного из 248 членов тела, идет вперед субботы, то не должно ли все тело человека идти вперед субботы?» (Вавилонский Талмуд, трактат Йома 85б).
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44).
Это основано на изречении из Торы: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему» (Исх.23:4). А также: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев.19:18).
«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:15).
Сходно с «прощай зло, содеянное ближним твоим, и тогда, когда простишь, простятся тебе грехи твои». Или: «если проявишь милость к товарищу твоему, то Единый проявит милость к тебе, а если не проявишь милость к товарищу твоему, то некому будет смилостивиться над тобой» (Танхума).
Это относится к грехам ближнего, совершенным против тебя самого. Но нет фарисейской санкции на прощение грехов ближнего, совершенных против других.
Любовь Божья и любовь к Богу
Часто уверяют, будто еврейский Закон и фарисейская доктрина считали Бога суровым Богом правосудия, в противоположность новозаветному Богу милости и любви. Уверяют также, что от фарисея требовалось бояться Бога, тогда как от христианина – любить Бога.
На самом деле Ветхий Завет полон темы Божьей милости и любви: «Господь долготерпелив и многомилостив» (Чис.14:18), «милость Его вовек» (в разных местах), «милости Господней полна земля» (Пс.32:5), «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер.31:3), «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны» (Пс.35:8) и т.д.
Главное выражение любви человека к Богу в Новом Завете представляет собой цитату из Торы: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор.6:5). Форма обращения к Богу, использованная Иисусом, «Отче наш», взята из фарисейского молитвенного обихода. Фарисейское учение о свойствах Бога (заимствованное христианскими богословами) называло два главных таких свойства: справедливость и милосердие.
Исцеление по субботам
Хорошая сводка талмудических законов по вопросу о возможности лечения в субботу дана раввином Давидом Фельдманом в его комментарии к «Кицур Шульхан Аруху». Эта сводка тем ценнее, что она сделана безо всякой с мысли о ее возможном использовании при толковании Нового Завета, а исключительно как практический указатель для раввинов и учителей.
«Запрет раввинов пользоваться лекарствами в субботу был предосторожностью на случай, если бы люди стали ложно считать, что разрешено толочь лекарства в субботу.
Поэтому всякий способ лечения, не включающий употребления лекарства, разрешен, даже от слабого нездоровья…
В лечении с помощью лекарств раввины проводили некоторые различия:
А) В случае опасно больного они разрешали лечение полностью, и в таком случае весьма похвально нарушить субботу, и чем активней это делается, тем более похвально.
Б) В случае больного, лежащего в постели, но не в опасности, они разрешали лечение неевреем, если лечение требует крупного нарушения субботних законов, и лечение евреем, если оно требует нарушения малых (раввинистических) субботних законов. Пациенту разрешается принимать любые лекарства.
В) Человек, испытывающий сильную боль, даже если он может ходить, рассматривается как если бы он был в постели (например, при сильной зубной боли).
Г) Если опасность грозит одному члену, но не жизни (кроме как в случае глаз, опасность для которых приравнивается к опасности для жизни), правило будет как в пункте Б).
Д) Запрет пользоваться лекарствами применяется к человеку с легким нездоровьем… Такой человек не должен принимать в качестве лекарства даже пищи, обычно разрешенной здоровому человеку, если эта пища привычна для здорового человека.
Лицом, решающим, опасно ли болен больной, является врач, а также и сам пациент, который лучше других знает, как себя чувствует. В отсутствие врача решение может быть принято любым присутствующим, знающим данную болезнь или даже только говорящим, что он считает опасной. В случае внутренних болезней субботний закон отменяется всяким подозрением, что лечение может потребоваться срочно, даже если никакой врач не присутствует и пациент ничего не говорит.
Болезни, упомянутые в Талмуде как опасные, следует считать опасными, даже если врач и пациент, говорят, что опасности нет. Болезни, которые Талмуд описывает как не опасные, должны рассматриваться как опасные, если так говорит врач.
Заметьте, нигде нет ни слова о том, будто само по себе лечение есть деятельность, запрещенная в субботу. Проблемы возникают, только если метод лечения включает какую-либо запрещенную деятельность. Талмудический источник – в основном трактат Шаббат 147.
<конец цитаты>

В Евангелиях мы также видим, что Иисус в некоторых вопросах толкования заповедей Торы следовал уже существовавшей фарисейской традиции. Например мы читаем о том, как Иисус со Своими учениками праздновал праздник Песах (Пасхи). Евангелисты достаточно подробно описывают последнюю вечерю, на которой Мессия заповедовал Своим последователям вспоминать о Его жертве, назвав мацу, которую едят после трапезы, Своим телом (она называется афикоман), а третий бокал вина (всего во время пасхальной трапезы выпивается 4 бокала) – кровью Нового Завета, проливаемая за всё человечество. Обряд проведения пасхального празднования, описанный здесь дошел до наших дней. Он называется пасхальный сейдер (ивр. седер «порядок»). И сегодня по всему миру на праздник Песах евреи собираются за праздничным столом и вкушают опресноки и пьют 4 бокала вина. Этот порядок проведения пасхального богослужения можно увидеть в трактате Мишны Песахим, составленный фарисеями.

Историки и исследователи Нового Завета зачастую видят в Иисусе Христе явного сторонника школы Гиллеля, и даже считают, что Его обвинения в адрес фарисеев нужно относить к противоположной школе Шамая. Хотя, те, кто изучают Талмуд, видят, что, в вопросе о разводе Иисус явно поддержал точку зрения их оппонентов из школы Шамая (Матф.19:9, Трактат Гитин 9:10), а также Он руководствовался в вопросе о десятине идеями этой же школы (Матф.23:23; школа Гиллеля считала, что десятину нужно отдавать только с семи видов растений Эрэц-Исраэль).

Из всего вышесказанного мы можем сделать ошеломляющий вывод, что Иисус Христос был фарисеем. Однако это не так. Иисус был вне этого, ведь Он есть Тот, через кого Тора была вручена еврейскому народу на горе Синай (Гал.3:19-20; 1Тим.2:5).

Тогда как же понимать фразу, с которой мы начали эту статью: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Матф.23:3). Скорее всего, Иисус говорит следующее: «Когда фарисеи и книжники сидят на Моисеевом седалище, т.е. следуют духу учения Моисея, то все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте».

В фарисейской традиции и законах есть много правильных и применимых к нашей жизни правил. Например, законы чистоты семейной жизни, или законы скромного поведения, или законы милосердия (цдака), или запрет обманывать и обижать, или молитва перед трапезой и многое другое.

Симха Полонский (приложение к статье, "Сходство высказываний Талмуда и Нового Завета")

Дорогие друзья!

Мы рады приветствовать на сайте Мессианской Общины «Кеhилат Йешуа» (קהילת ישוע)!

Что значит «мессианские»?

Мы евреи, потому что мы родились от еврейских родителей, но это ещё не всё, что делает нас евреями. Мы считаем необходимым соблюдение заповедей и традиций, данных нам Богом через Моше (Моисея) и других еврейских пророков. Мы отмечаем все праздники, записанные в Торе, а именно Шаббат (Субботу), Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу), Рош-Ѓашана (Новый Год), Йом-Кипур (День Очещения), Суккот (Кущи). Мы также отмечаем и праздники, записанные в Писании, а также памятные даты и посты еврейского народа.

Что значит «мессианские»?

Мессианские мы потому, что верим, что Машиах (Мессия), обещанный Богом для избавления и спасения народа Израиля уже приходил. Его зовут Йешуа ми-Нацерет (Иисус из Назарета). Мы верим, что любой человек, независимо от национальной принадлежности, получает спасение через веру в Него. Поэтому мы считаем, что наше служение заключается в том, чтобы нести Бесора Това (Добрую Весть) о спасении еврейскому народуи рассказывать христианам о еврейских корнях Христианства.

Наш адрес:
107497 Россия, Москва а/я 26,
E-mail:
kehilaty@mail.ru

Hosted by uCoz