|
Иосиф Рабинович и его время
То немногое, что нам в той или иной степени известно об этом замечательном
человеке, относится и к его образованию. Он был юристом и неплохо ориентировался
в древнееврейском, латинском и древнегреческом языках. Он являлся основателем
детской школы Талмуда и Торы в Одессе и был известен своими статьями практически
во всех еврейских религиозных печатных изданиях.
Путь к вере
В 1882 году известный во всей царской России горячий приверженец ортодоксального
иудаизма, обладатель сети продовольственных магазинов, то есть достаточно
богатый и пользующийся большим уважением своего народа человек – Иосиф
Рабинович, из-за участившихся погромов и по просьбе своих друзей разузнать о
возможностях эмиграции и наладить соответствующие связи с другими еврейскими
общинами, предпринял поездку в Святую Землю. После своего возвращения Рабинович
был уже совсем другим человеком. Вот что он сам свидетельствует о себе: «Это
произошло в тот момент, когда я стоял на Елеонской горе. Князь жизни, Господь
Иисус Христос, явил Себя мне в качестве Божественного Мессии, и когда я
спустился с горы, я чувствовал, что моя душа возродилась к новой жизни, и я
познал, что у меня есть живой Бог, живая Книга и живой народ. С тех пор я
глубоко убежден, что наш Бог — не Бог мертвых, но Бог живых, ибо у него все
живы».
Иосиф Рабинович не был первым уверовавшим в Иисуса евреем. Он не был также
первым ортодоксальным евреем, который нашел своего Мессию. В его время
существовало, как минимум, четыре известных миссии, посвятивших свое служение
Израилю. Но все они были так или иначе христианскими миссиями, и их целью было
призвать евреев к покаянию. Но это покаяние должно было привести их в
христианскую церковь. И Рабинович стал первым евреем или, как минимум, одним из
первых евреев, который «упорно отстаивал мысль, что у еврея, уверовавшего в
Иисуса как Мессию, нет необходимости отказываться от своего национального
самосознания. Эта новая мысль стала широко известна благодаря религиозным
памфлетам и журнальным статьям, публиковавшимся как в России, так и на Западе».
Итак, новое (или, лучше, хорошо забытое старое) движение Иосифа Рабиновича
получило свое название — мессианское движение.
Краткая биография
Иосиф Давидович Рабинович родился 23 сентября 1837 года в провинциальном городке
Резена, в Бесарабии. Его предки с обеих сторон были раввинами. После смерти
матери он жил на попечении своего деда — хасидского раввина и уже к шести годам
мог прочитать Песнь Песней на иврите, а к семи уверенно ориентировался в
Талмуде. В шестнадцать лет он был обручен и по достижении совершеннолетия
женился.
Это очень живо свидетельствует о том, кем являлся Иосиф Рабинович. Он был из
среды тех самых евреев, которые из поколения в поколение переживали гонения
христиан. И воспитывался в духе антагонизма ко всему, что называлось
христианским. Христианские погромы происходили у него на глазах, и он был живым
свидетелем всех ужасов, творившихся от имени Иисуса Христа. Ведь и его поездка в
Израиль была вынужденной реакцией на погромы, во время которых постоянно звучало
имя Иисуса Христа, и упоминались злые евреи, которые Его распяли. И именно его,
Иосифа Рабиновича, избрал Господь. Можно долго говорить о неком Йехиэле Цви
Гершензоне, еврее, который после долгого поиска пришел к вере в Иисуса и подарил
Рабиновичу его первый Новый Завет. Можно говорить о становлении Рабиновича как
истинного учителя еврейского народа, которому он посвятил всю свою жизнь. Но вот
слова, сказанные им самим в 1888 году: «У меня есть два пристрастия, которым я
отдаю всего себя. Первое — это Господь Иисус Христос, а второе — Израиль». На
этом основании, я думаю, можно сказать, что Иосиф Рабинович был одним из первых
верующих евреев, который полностью посвятил себя Богу и Израилю. И, наверное,
именно поэтому он добился таких побед в миссионерской деятельности среди своего
народа.
В 1883 году Иосиф Рабинович пишет 13 тезисов в противовес 13 параграфам символа
веры ортодоксального иудаизма, где шаг за шагом указывает на единственный выход
из всех еврейских проблем — веру в Йешуа Ѓа-Машиаха. Евреи, которые привыкли
видеть в Рабиновиче своего покровителя и наставника, зная, что он выходец из
известной раввинской семьи, слушали его с большим вниманием. Необходимо
подчеркнуть, что время жизни Рабиновича было временем, полным всех возможных и
невозможных революционных идей, затронувших все области жизни, в том числе и
иудаизм. Таким образом, движение Рабиновича сразу привлекло на свою сторону
множество последователей, так что 24 декабря 1884 года, по получении разрешения
властей, было зарегистрировано «Собрание Израильтян Нового Завета». В этом же
году в Кишиневе состоялась первая конференция, в которой приняли участие
христиане из многих стран мира. На ней был до конца проработан символ веры новой
мессианской общины, полностью одобренный христианской частью онференции.
Итак, к началу 1885 года в Кишиневе, где проживало около 50 тыс. евреев,
существовали, как минимум, одна синагога и 29 еврейских молитвенных домов,
образовалась первая мессианская община. В 1903 году там же произошел известный
погром, в котором погибли 49 евреев и более 500 получили тяжелые ранения. В 1905
году погром повторился с исходом в 19 убитых и 56 раненых.
После всего случившегося христиане, помогавшие Рабиновичу, на собственном опыте
ощутили, как сложно рассказывать о распятии Христа людям, которые сами были
«распяты» христианами во время погромов.
Смелость Иосифа Рабиновича
Несмотря ни на что, служение Рабиновича продолжалось, и его община росла как
духовно, так и количественно. Помогавшие ему христиане передавали Иосифу
Рабиновичу весь свой опыт служения, что, однако, не всегда соответствовало его
точке зрения. Это отразилось в названиях его общины, которая сначала называлась
«Христианское движение Кишинева», затем «Верующие в Христа евреи Кишинева» и
«Движение Рабиновича». В результате выкристаллизовалось то, что хотел сам
Рабинович: «Бней Исраэль/Бней брит хадаша — Дети Израиля/Дети Нового Завета». На
русский язык это название было переведено как «Израильтяне Нового Завета».
24 марта 1885 года Рабинович принял крещение в Берлине. Этот шаг был для него
очень непростым. При всем своем согласии с «Апостольским Символом Веры» он
написал персонально для себя на иврите церемонию проведения твилы (крещения) и
потребовал пунктуального соблюдения написанного. Именно к этому времени в
Молдавии начались первые выступления против Рабиновича. В религиозной прессе,
только недавно с удовольствием печатавшей статьи бывшего ортодоксального еврея,
теперь пестрела ложь, порочащая как имя Рабиновича, так и все его движение. В
конце концов, в одной из таких газет он прочитал свой собственный некролог. К
противникам Рабиновича, состоящим в основном из ортодоксальных евреев, примкнули
и всевозможные христианские теологи, выискивающие в молодом движении какие-то
несоответствия с Библией. К 1887 году имя Иосифа Рабинович стало настолько
известным, что в Кишинев то и дело приезжали представители различных миссий для
налаживания более тесных связей с новым движением. Его стали приглашать в другие
страны, где мессианское движение находило признание у все большего числа
христиан.
Любопытно выглядела и декорация помещения, в котором проходили собрания. Посреди
зала стоял своего рода алтарь, в левой части которого лежал хорошо видимый из
зала рукописный свиток Торы, над которым на иврите было написано: «Конец Закона
— Мессия» (Рим. 10:4). На фасаде здания на иврите и на русском были начертаны
слова из Деяний (2:36): «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал
Господом и Мессией Сего Иисуса, Которого вы распяли».
17 мая 1899 года Иосиф Рабинович умер в своем родном городе от малярии. На его
могильном камне выгравированы следующие слова, сохранившиеся до сих пор:
«Израильтянин, который веровал в Господа и Его Помазанника Иисуса из Назарета,
Царя Иудейского. Иосиф, сын Давида, Рабинович».
Через некоторое время началась первая мировая война, и произошли другие события,
сделавшие невозможным дальнейшее существование мессианской общины. К моменту
оккупации Бесарабии советскими войсками она и вовсе прекратила свое
существование.
Тем не менее, как сам Рабинович, так и его община исполнили главное назначение
своей миссии, — они первыми пробудили то огромное движение среди еврейского
народа, которое стало называться мессианским движением.
Кирилл Свидерский (www.beithesed.org)
Историческая справка: В 1925 году был создан Международный Альянс
Христиан-Евреев. Перед Второй Мировой Войной в этот альянс входило 12 альянсов
из разных стран. Сэр Леон Левинсон был избран первым президентом этого альянса.
Он записал в 1927 году, что число еврейских верующих по всему миру насчитывало
около 97000, из которых в Австрии — 17000, в Польше — 35000, в России — 60000, в
Америке и Канаде более 30000 и Великобритании — 5000 человек. (www.mjaa.org.au)
|
Дорогие друзья!
Мы рады приветствовать на сайте Мессианской Общины «Кеhилат
Йешуа» (קהילת
ישוע)!
Что значит «мессианские»?
Мы евреи, потому что мы родились от еврейских родителей,
но это ещё не всё, что делает нас евреями. Мы считаем необходимым
соблюдение заповедей и традиций, данных нам Богом через Моше
(Моисея) и других еврейских пророков. Мы отмечаем все праздники,
записанные в Торе, а именно Шаббат (Субботу),
Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу),
Рош-Ѓашана (Новый Год), Йом-Кипур (День Очещения),
Суккот (Кущи). Мы также отмечаем и праздники, записанные в
Писании, а также памятные даты и посты еврейского народа.
Что значит «мессианские»?
Мессианские мы потому, что верим, что Машиах (Мессия),
обещанный Богом для избавления и спасения народа Израиля уже приходил.
Его зовут Йешуа ми-Нацерет (Иисус из Назарета). Мы верим,
что любой человек, независимо от национальной принадлежности, получает
спасение через веру в Него. Поэтому мы считаем, что наше служение
заключается в том, чтобы нести Бесора Това (Добрую Весть) о
спасении еврейскому народуи рассказывать христианам о еврейских корнях
Христианства.
Наш адрес:
107497 Россия, Москва а/я 26,
E-mail:
kehilaty@mail.ru |