20.10.2009
Уголок иврита. Анна Шацки
кадош – Святой
Называя кого-либо святым, мы имеем ввиду прежде всего высокие морально-нравственные качества человека. Однако, изначально ивритское слово «кадош» имело несколько другое значение, которое нам помогут лучше понять производные этого слова: посвятить, освятить, отделить. Т.е. святой (будь-то человек, животное или вещь), становится таковым, когда отделяется и посвящается на какую-то определённую цель и запрещены для использования в посторонних целях.
Ярким примером являются языческие храмовые жрицы и жрецы, называемые в Танахе «кдешот» (Осия 4:14) и «кдешим» (3-Царств 14:24), а блудилищные дома при храме - «батей hакдешим» (4Царств 23:7). Совсем не являясь примером для нравственного поведения, эти блудники, однако, оправдывали своё название тем, что отдавали свою «любовь» исключительно в ритуальных целях и были посвящены и отделены на служение таким богам, как Ваал и Астарта (считалось, что соединение с кдешот имитирует совокупление богов и богинь и приносит плодородие и успех).
Танах называет святыней также день субботний, праздники Господни, храм и храмовую утварь, одежды священников, жертвенные животные, первые плоды, землю, гору и город Господни и т.д. Значит ли это, что они сами по себе обладают какой-то магической силой в силу своей «святости»? Может ли посещение святых мест, например, сделать вас более святыми? Исходя из значения этого слова, нет. Они святы, поскольку отделены на служение Богу, принадлежат Ему Одному, находясь в Его распоряжении.
Что же Бог имеет ввиду, призывая нас: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои...» (Левит 20:26) и «Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзаконие 7:6)? Используя известную библейскую метафору, Бог избирает и освящает Свой народ как невесту (Ефесянам 5:25-27; Осия 2:19), посвящая её Себе как по еврейскому обычаю жених посвящает себе свою невесту, которая отныне принадлежит только ему и запрещена для других мужчин, говоря: "Вот , ты освятил меня ... по закону Моше и Исраэля".
Итак, прежде всего, Бог отделяет нас от этого мира для служения Ему Одному. А стараясь «поступать достойно нашего звания, в которое мы призваны» (Ефесянам 4:1), и, храня себя неоскверненными от этого мира (Иаков 1:27), наша святость, т.е. принадлежность Святому (т.е. непостижимому, великому и страшному, отделённому от всего греховного) Богу, подаренная нам в крови Йешуа haМашиах, будет иметь конечно и нравственный оттенок.
Жертва – корбан
Корень слова «жертва» на иврите стал матрицей для таких слов как: близко, приближённый или родственник (каров), близость (кирва), приближать (лекарэв) и приближаться (леhиткарев), и, конечно, принести в жертву (леhакрив).
Если попытаться передать одним словом, что Бог хочет от человечества, то этим словом, пожалуй, будет «близость». Нет ничего другого, чего так хотел бы наш Господь, чем быть в близких отношениях со своим народом (Откровение 21:3). Для иллюстрации этой близости, Он фигуративно называет Себя нашим Отцом или Женихом. (интересно, что иногда слово «приблизиться» используется в Танахе как синоним слову «познать», то есть иметь интимные отношения – Второзаконие 22:14; Исаия 8:3). Но поскольку близость и жертва в иврите неотделимы друг от друга, Бог согласился для этой цели принести в жертву самое дорогое, что у Него было – Сына Своего. Теперь, мы можем приблизиться к Нему с дерзновением, ведь наши грехи, отделявшие нас от Бога, мы возложили на непорочного Агнца, Жертву (Корбан). Эта Жертва сделала нас «своими Богу» (Ефесянам 2:18-19), приближёнными (кровим) самому Творцу неба и земли. Стоит также напомнить, что и с нашей стороны стремление приближаться к Богу непременно связано с определёнными жертвами: время, комфорт, отказ своему «я» и т.д. Однако, это стоит того, ведь только на груди нашего Небесного Отца можно найти сострадание и получить милость для благовременной помощи (Евреям 4:15,16).
Библейский Ульпан
Интересно, что библейские истины часто входят в жизнь людей неожиданным образом. А именно... через пословицы и устойчивые обороты, которые тесно вплетены в нашу речь. Люди охотно их употребляют, часто даже не зная точного происхождения таких выражений как: «Нет пророка в своём отечестве», «Метать бисер перед свиньями», «Не хлебом единым...» и т.д. Неудивительно, что и современный иврит изобилует библейскими идиомами. Настанет день, когда Слова Бога будут у израильтян не только на устах, но и навечно выгравированы на скрижалях их сердец... и тогда от «избытка сердца» заговорят и уста!
Сегодня мы познакомимся с несколькими библейскими выражениями, ставшими популярными ивритскими пословицами.
Выражение «мишихмо вамаля» взято из описания стати и красоты первого царя Израиля Саула: «...он от плеч своих был выше всего народа» (1-Царств 9:2). Если вы хотите подчеркнуть чьи-то достоинства и неординарные таланты, можно смело использовать этот оборот.
История избрания Саула подарила нам ещё один оборот: «И сказал Господь: вот он скрывается в обозе («нехба эль hакэлим»)». Так вы можете охарактеризовать трудягу, скромного человека, не требующего общего признания.
«И утучнел Иешурун (Израиль) и стал упрям («ваив’ат» на иврите букв. означает: «пинать ногой, брыкаться», как это делает, например, избалованный израильский ребёнок) ... и оставил он Бога, создавшего его...» (Второзаконие 32:15).
Печальная тенденция человеческой природы искать Бога в трудных обстоятельствах жизни, и забывать о Нём в периоды процветания, успеха и достатка (Второзаконие 6:10-12; 8:7-18).
Когда в Израиле кто-то достигает высокого положения, имеет большие доходы, и при этом с гордостью и презрением относится ко окружающим, о таком коррумпированном властью человеке говорят так: «Ваишман Йешурун ваив’ат»!
Оборот «ктовэт аль hакир» буквально означает «надпись на стене». Это выражение взято из истории надменного вавилонского царя Валтасара, который беспечно пил на своём пиршестве из сосудов Иерусалимского храма и славил своих богов. О наказание Валтасару и всему Вавилонскому царству Бог сообщил через надпись на стене, которую на глазах у потрясённого царя писала кисть человеческой руки (Даниил 5:5).
В современном иврите этот оборот употребляют, когда хотят сказать, что ещё до происшедшего события можно было догадаться о том, что произойдёт, т. е. были заметны (видны) знаки, по которым можно было предугадать грядущее (чаще всего бедствие).
Известное пророческое видение Иезекииля (37:6) о сухих костях послужило основой для выражения: «карам ор вэгидим» (дословно – «обложить жилами и покрыть кожей»), что значит: начинает вырисовываться, обретать форму, воплощаться в действительность (когда речь идёт, например, о плане, проекте и т.д.).
Сегодня выражение «леhашлих эт йеhавха аль...» значит «полагаться на кого-то целиком». Ну, а в оригинале Библия призывает нас уповать и возложить наши заботы только на Господа (Псалом 54:23; 1-Петра 5:7).