Тора о Хануке
В Книге Ваикра (гл. 21-24) Тора перечисляет все праздничные дни еврейского года: Шабат, Песах, Шавуот, Рош Гашана, Йом Кипур и Сукот.
Сразу после этого в Торе сказано: «Пусть они [сыны Израиля] принесут чистого оливкового масла, для освещения, чтобы зажигать постоянный светильник». (Ваикра, 24) Почему Тора вдруг перешла к этой теме? Разве светильник имеет прямое отношение к праздничным дням?
В этом месте Тора в скрытой, неявной форме сообщает нам, что в будущем зажигание светильника будет связано с праздником, – Ханукой, – а также что он будет хронологически следовать за праздником Сукот, непосредственно вслед за которым он упомянут.
В Торе есть еще несколько намеков на Хануку.
Рамбан (рабби Моше бен Нахман) писал:
«В книге «Свиток тайн», рассказывается следующее: «Когда главы всех двенадцати колен завершили жертвоприношения в честь обновления жертвенника, Вс-вышний сказал Моше: «Сообщи Аарону, что будет еще одно обновление (на иврите – Ханука) жертвенника, которое совершат его потомки, священники-коаним, не участвовавшие в этих жертвоприношениях. С их помощью я совершу для Израиля
чудеса, дарую ему спасение и обновлю Свой жертвенник». Поэтому вслед за разделом «Главы колен» в Торе следует раздел «Когда ты будешь зажигать светильники». А в Мидраш Раба написано: «Вс-вышний сказал Моше: «Сообщи Аарону, что он удостоится большей чести, чем главы колен [жертвоприношениями которых был обновлен жертвенник]. Ведь их жертвоприношения обновляют жертвенник только пока стоит Храм, а зажигание светильников,
доверенное тебе, не прекратится никогда».
Отсюда следует, что речь идет не о храмовых светильниках, зажигание которых прекратилось с разрушением Храма, а о светильниках Хануки».
Следует отметить: двадцать пятое по счету слово Торы – «свет». А двадцать пятая остановка сынов Израиля в их странствиях по пустыне произошла в Хашмоне. Все это – намеки на победу Хашмонаев над врагами еврейского народа и праздник Хануки, содержащиеся в Торе (из книги Элияу Ки-Тов "Книга нашего наследия").
Новый Завет о Хануке
"Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления (Ханука), и была зима. И ходил Йешуа в Храме, в притворе Соломона" (Иоан.10:22). Отмечал ли Йешуа праздник Хануки? Несомненно!
Грядет война народная...
Суккот ближе других праздников к мессианской эпохе. Пророк Зехария сообщил, что народы, которые переживут последнюю в истории войну Гога и Магога, будут затем совершать ежегодное паломничество в Иерусалим, чтобы «пасть ниц перед Царем, Г-сподом Воинств, и праздновать праздник Суккот» (14:16).
В мистических видениях другого еврейского пророка - Иехезкеля описана жизнь евреев перед войной Гога и Магога. Бывшим изгнанникам удалось построить почти мессианское по своему духу государство, создать процветающее общество на вновь обретенной родине. Но затем народы мира, возглавляемые «Гогом» из страны «Магог», нападут на Израиль, чтобы раз и навсегда покончить с еврейской проблемой.
Талмуд идентифицирует Магога с «Готией» страной готов. Готы - это одно из германских племен, что соответствует интерпретации мидраша, называющего Магога «Гермамией» или «Германией».
Наша чудесная победа над коалицией Гога произойдет как раз в период Суккота. Часть врагов будет уничтожена, а часть раскается и будет ежегодно посещать Иерусалим, чтобы отмечать годовщину нашей победы над ними (точно так же, как в бывшей ГДР праздновали «день освобождения от нацизма»).
Под крышей мира
Рабби Шимшон-Рафаэль Гирш (Германия, XIX век) отмечал, что «Гог» - одного корня с еврейским словом «гаг», крыша.
Крыша прикрывает нас от солнца, дождя и снега, символизируя мнимую независимость человека от Б-га. Этот символ диаметрально противоположен главной идее сукки-шалаша, слабому, ненадежному строению с кровлей из ветвей и листьев, сквозь которую видны звезды. Такая конструкция напоминает о нашей полной зависимости от Тв-рца вселенной. Поэтому борьба с Гогом - это борьба «крыши» и «сукки»: материалисты, стремящиеся к господству над природой, жаждут истребить еврейский народ, само существование которого опровергает их мировоззрение.
Об универсальном характере Суккота свидетельствуют и специальные жертвоприношения, проводившиеся в Храме в этот праздник. Их было семьдесят быков - по числу народов, произошедших от Ноаха после Всемирного потопа. Семьдесят - это также гематрия слов «Гог ве-Магог» (Нахум Пурер).
Начался праздник Суккот, праздник Кущей. Праздник удивительный, как в прочем и все остальные праздники нашего народа. Праздник, который был установлен Всевышним, чтобы помнить во всех поколениях о великом исходе еврейского народа из дома рабства; о том, что Сам Господь был для наших предков Покровом и Защитой от всяких бедствий.
Наш Машиах также отмечал этот праздник в Иерусалимском Храме: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан.7:37). А также, когда Он взял с Собой 2 учеников на гору Тавор (Фавор), где им явились Моисей (Моше рабейну) и Илья пророк (Элияу а-Нави). Ученики сразу предложили сделать кущи, или по-еврейски построить суккот.
Но у праздника есть и будущее. В будущие времена, когда Машиах будет править в Иерусалиме, все народы должны будут приходить в Иерусалим на праздник Суккот: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей (Суккот)» (Зах.14:16). Все праведники и чтущие Господа будут сидеть в огромной суке: «ибо над всем чтимым будет покров (хупа). И будет шатер (сукка) для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» (Ис.4:5,6), а главная куща царя Давида (суккат Давид) будет отстроена вновь: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову (суккат Давид) падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» (Ам.9:11).
Праздник Суккот
В Суккот принято приобретать четыре вида растений (арба миним) для выполнения очередной мицвы праздника.
Среди этих растений: арава (ива), адас (мирт), лулав, нераскрывшаяся ветка пальмы (той самой, на которой растут финики) и, наконец, самый главный плод – этрог плод цитрусового дерева (внешне чем-то напоминает лимон).
Вышеперечисленные четыре вида растения олицетворяют собой четыре типа евреев, которых мы встречаем в нашей повседневной жизни.
Адас – имеет приятный запах, но у него нет вкуса. Он как тот еврей, который в своей жизни часто совершает хорошие поступки, но при этом совершенно не знает, что все это мицвоты, данные нашему народу у горы Синай. Незнание его оттого, что он не учит Тору (нет у него вкуса – духовного содержания).
Арава – у неё нет запаха и нет вкуса. Это как евреи, которые не совершают хороших поступков и не учат Тору.
Лулав – у его плодов (финики) нет запаха, но есть вкус. Это как евреи, которые не совершают хороших поступков, но учат Тору.
Этрог – (плод цитрусового дерева) - у него есть вкус и есть запах. Он подобен евреям, которые совершают хорошие поступки и учат Тору.
Во время молитвы евреи объединяют все четыре вида растений вместе и только так можно выполнить мицву арба миним. Эта мицва говорит нам, евреям о том, что только объединившись вместе (соблюдающие и не очень, в кипах и без них, харедимы и те, кто категорически не принимает еврейской традиции), мы способны выстоять в этом мире и отстоят свое право на существование. Только так мы можем выполнить свое основное предназначение, которое получили от Создателя у горы Синай: исправить этот мир к лучшему, искоренить зло и обман, ненависть и зависть. Только все вместе – мы сила, с которой не сможет справиться мировое зло. Мы, та самая сила, которая в состоянии искоренить в этом мире болезни, горе, смерть и несправедливость. Мы в состоянии сделать мир добрее и милосерднее. Но для этого – все евреи должны быть вместе, должны любить друг друга, помогать друг другу, желать друг другу добра и делать все для этого. Короче говоря, мы должны претворить в жизнь тот самый принцип, о котором говорил великий мудрец прошлого, возлюби ближнего как себя самого.
Книга "Законы раскаяния". Рамбам
§3. В наше время, когда нет Храма и нет жертвенника, на котором приносились очистительные жертвы, только раскаянием можно заслужить прощение. Раскаяние искупает все грехи. Даже тому, кто грешил всю жизнь, но раскаялся в последний свой день, не вспомнят его грехов, как сказано; «И грехи злодея не будут тяготеть над ним и тот день, когда он раскается в своем злодействе» (Йехезкель, 33:12). Йом-Кипур очищает тех, кто раскаялся в своих грехах, как сказано «Ибо в этот день будут прощены грехи ваши» (Ваикра, 16:30).
§4. Хотя раскаяние очищает от всех грехов и Йом-Кипур также приносит искупление, некоторые преступления искупаются сразу же, другие — не сразу. А именно: тот, кто преступил предписывающую заповедь, за нарушение которой душа не истребляется, а затем раскаялся, прощается сразу же, как сказано: «Вернитесь, заблудшие дети, Я исцелю вас, когда вы вернетесь!» (Ирмияу, 3:22). Тому, кто преступил запрещающую заповедь, за нарушение которой не полагается истребление души или смертная казнь, — раскаяние приносит частичное искупление, а Йом-Кипур завершает его. Об этих грехах сказано: «Ибо в этот день будут прощены грехи ваши…» (Вайера, 16:30). Тому, кто раскаялся в совершенном преступлении, за которое полагается смертная казнь или истребление души, — раскаяние и Йом-Кипур приносят частичное очищение, а затем человека постигают страдания, которые завершают искупление. И в любом случае нет полного искупления без страданий. Об этом сказано: «Я накажу их бичом за преступления их и язвами — за их злодеянии» (Теилим, 89:33). Сказанное относится только к тем преступлениям, которые не привели к поруганию Имени Всевышнего; тот же, кто порочит Имя Всевышнего, даже если и раскается в своем грехе, проведет Йом-Кипур в раскаянии своем и претерпит страдания, — не удостоится полного искупления до самой смерти. Но все эти три вещи: раскаяние, Йом-Кипур, страдание — приносят лишь частичное очищение, и только смерть полностью искупает вину, как сказано: «И слышал я своими ушами слова Г-спода Воинств: “Не простится вам этот грех до смерти вашей — клятва Г-спода Воинств”» (Йешаяу. 22:14).
Трактат Талмуда Рош-Ѓашана о дате Нового года:
Рабби Элиэзер говорил: в месяце Тишрей сотворен был мир, патриархи Авраам и Яков родились и умерли, а Исаак родился на Песах. На Рош-Ѓашана Сара, Рахиль и Анна получили благословение на рождение детей, Иосиф был выпущен из тюрьмы и прекратилось Египетское рабство, а в Нисане наши предки были искуплены из него и в Тишрей весь Израиль будет искуплен. Рабби Йеѓошуа говорил: в Нисане был сотворен мир, на Новый Год Сара, Рахиль и Анна получили благословение на рождение детей, Иосиф был выпущен из тюрьмы и прекратилось Египетское рабство. Наши предки были искуплены из него и в этом же месяце весь Израиль будет искуплен.
Рабби Элиэзер говорил: Откуда мы знаем, что мир был сотворен в Тишрей? Из стиха, в котором говорится (Быт.1:11): «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое». В каком месяце земля покрыта травой, растения приносят семена и деревья полны плодами? Предположим, что это Тишрей и время года, упомянутое в Быт.1:11 – это осень. Дождь выпадает и дает влагу для роста плодов, как написано: «пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт.2:6). Рабби Йеѓошуа говорил: Откуда мы узнаем, что мир был сотворен в Нисане? Из стиха, в котором говорится: «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод» (Быт.1:12). В каком месяце земля покрыта травой и деревья наполняются плодами? Предположим, что это Нисан. В этом месяце все звери и домашние и дикие, птицы брачуются, как написано: «луга одеваются стадами» (Пс.64:14).
Рабби Элиэзер говорил: откуда мы знаем, что патриархи родились в Тишрей? Из места Писания: «И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме (Эйтаним – ивр. «сильные»), который есть седьмой месяц» (3Цар.8:2). Месяц назван «сильные», потому что в этом месяце родились патриархи. Откуда мы знаем, что эйтан означает «сильный»? Так написано: эйтан мошабѓеха «крепко жилище твое» (Чис.24:21). Также написано: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, (вэ-ѓаэйтаним) твердые основы земли» (Мих.6:2).
Месяц Элул
Элул шестой месяц еврейского года. Название месяца было дано евреями, вернувшимися из Вавилонского плена, и образовано оно от слова илулу, что значит «очищение».
Само название Элул уже указывает на изначальную сущность этого месяца. Оно происходит от арамейского ве-элилу — «исследуют», «рассматривают», «анализируют» и говорит о том, что в месяце Элул человек исследует себя, анализирует свои ошибки и готовится к очищению.
Этот месяц называют «месяцем покаяния», «месяцем милости» или «месяцем прощения». Элул наступает после двух «тяжелых» месяцев — Таммуза и Ава, месяцев двух тягчайших грехов Израиля: греха поклонения золотому тельцу и греха соглядатаев.
Мудрецы представляют название этого месяца Элул как аббревиатуру фразы из книги Песнь Песней: ани ледоди ведоди ли, дословно «я другу моему, и мой друг мне» (П.Песн.7:11), — это и есть выражение Божественной милости и прощения, составляющее основу отношений между Богом и человеком: если я для возлюбленного моего, то и Он для меня.
Элул — месяц приготовлений к великим праздникам Тишрея. В этом месяце Моисей взошел на гору Синай в третий раз и пробыл там еще сорок дней — от первого дня Элула до Йом-Кипура, после чего он спустился с горы со вторыми Скрижалями завета. В эти дни Бог являет Своему народу великую милость.
Месяц Ав
Ав (или Менахем-Ав, «Утешитель Ава») — пятый месяц еврейского календаря. В переводе с иврита слово Ав означает «отец» и образовано оно от глагола «желать» или «стремиться».
В этом месяце происходили самые трагические события еврейской истории (9-ое Ава — день, когда начался ропот, в этот же день был разрушен Первый, а затем и Второй Храм). Но в этом же месяце начинается и радостное время (о 15-ом Ава в Талмуде написано: «нет более радостного дня для Израиля, чем пятнадцатое Ава»), когда каждый может найти предназначенного ему спутника жизни.
Как и в предыдущем месяце еврейского календаря, в месяце Ав также происходили трагические для еврейского народа события. Девятого числа месяца были разрушены как Первый, так и Второй Храм. А первого числа месяца Ав, как нам сообщает Тора, умер родной брат Моисея Аарон: "И взошел Аарон священник на гору Ор по повелению Господню и умер там в сороковой год по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в пятый месяц (Ав), в первый день месяца" (Чис.33:38).
Месяц Ав начинается с горя: первый священник еврейского народа умирает в пустыне, так и не увидев Земли Обетованной. Эта смерть указывает на то, что именно в месяце Ав будут происходить события, которые будут решать судьбу культовых сооружений.
В Талмуде, трактат Таанит 26 б, перечисляются пять событий, произошедших 9-го числа месяца Ав:
1.Грех разведчиков.
2.Разрушение Первого Храма.
3.Разрушение Второго Храма.
4.Храмовая гора Мориа распахана римлянами.
5.Подавление восстания Бар-Кохбы и падение крепости Бейтар.
Девятого Ава в истории Израиля случалось еще много несчастий. «Этот день избран для возмездий» — говорили наши мудрецы.
Талмуд приводит ряд причин, в силу которых день 15-го Ава стал праздничным:
1) Это день, в который было разрешено жениться на женщинах из других колен Израиля.
Написано в Торе (Чис.36:8-9): «И каждая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из рода отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих, и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу». Однако мудрецы обнаружили в Торе указание на то, что это повеление относилось только к тому поколению, которое странствовало в пустыне. Сказано там же (36:6): «Вот что повелел Господь дочерям Салпаада (Цлофхад)» — это было повеление только дочерям Цлофхада и их современникам, и на основании этого мудрецы разрешили евреям брать в жены женщин из других колен Израиля.
2) В этот день мужчинам из колена Вениамина (Бинъямин) разрешили взять себе жен из других колен Израиля, и тем самым с колена Вениамина было снято заклятье (Суд.21).
3) К пятнадцатому Ава умерли последние выходцы из Египта, и народ Израиля получил право войти в Страну Израиля.
Талмуд рассказывает, что в течение всего времени, пока сыны Израиля были обречены жить в пустыне, в каждый канун девятого Ава Моше-рабейну отдавал приказ объявить в стане: «Идите копать!», и все выходили, выкапывали себе могилы и на ночь ложились спать в них. Назавтра утром раздавался призыв: «Отделитесь, живые, от мертвых!», люди вставали и обнаруживали, что 15’000 оставались лежать в могилах. На сороковой год после исхода из Египта поступили так же, однако тогда из могил встали все. Возникло подозрение, что в отсчете дней месяца допустили ошибку, и, чтобы избавиться от сомнения, каждую ночь до ночи на пятнадцатого Ава все ложились спать в могилах. Увидев же, что настало полнолуние, но никто не умер, поняли, что счет дней был правильным и что приговор Всевышнего исполнился полностью (см. Тосфот Йомтов), и сделали этот день праздником (Йерушалми; Мидраш Эйха; Раши).
4) В этот день израильский царь Осия (Ѓошеа бен-Эла) снял заставы на дорогах, поставленные царем Йоровамом бен-Неватом для того, чтобы не дать народу ходить в Иерусалим на праздники.
5) В этот день римский император разрешил предать земле тела евреев, убитых в Бейтаре.
6) В этот день заканчивали рубить деревья на дрова для жертвенника, так как после пятнадцатого Ава летняя жара идет на спад и поэтому дрова невозможно высушить как следует. Если же дрова не просыхают полностью, всегда остается подозрение, что в них могут завестись черви — червивые же дрова запрещается класть в костер, горящий на жертвеннике. И поскольку пятнадцатого Ава означало окончание работы, которая также являлась служением Всевышнему, в этот день устраивали праздник — подобно тому, как празднуют окончание изучения какого-либо раздела Торы.
Месяц Таммуз
Название месяца Таммуз происходит от названия вавилонского божества, которое так и называлось (Иез.8:14). Можно предположить, что еврейское название месяца происходит от слова там, что значит «простой», «наивный». В этом содержится намек на то, что события, произошедшие в этом месяце, были совершены по наивности, незрелости и неопытности еврейского народа.
Таммуз — четвертый месяц еврейского календаря. С месяца Таммуз начинаются летние месяцы Таммуз, Ав и Элул.
В этом месяце нет праздников. Месяц Таммуз — печальный месяц в еврейском календаре. В Талмуде об этом месяце говорится: «Пять бед постигли наших отцов семнадцатого Таммуза и пять — девятого Aва. Семнадцатого Таммуза разбились скрижали, прекратился тамид (ежедневные жертвоприношения), была проломлена стена Иерусалима, Апостемус сжег Тору и поставил идола в святилище Храма» (Трактат Таанит 6).
Главная дата месяца — 17-ое Таммуза. В этот день в различные времена произошли пять трагических событий:
1. Совершен грех поклонения золотому тельцу.
2. В этот день были разбиты Первые Скрижали, полученные Моисеем на горе Синай.
3. Прекратились ежедневные жертвоприношения (корбан ѓа-тамид).
4. Была разрушена Иерусалимская стена.
5. В Первом Храме был установлен идол.
6. Римский прокуратор Апостемус сжег свиток Торы.
Но в Таммузе происходили и другие события:
7. 1-го Таммуза день рождения и смерти Иосифа, сына Яакова и Рахили
8. 3-го Таммуза по желанию Иисуса Навина остановились солнце и луна.
9. В этот же день Навуходоносор взял Иерусалим.
10. 5-го Таммуза Бог призвал в пророки Иезекииля.
Поскольку большинство трагических событий произошло семнадцатого Таммуза, этот день объявлен траурным днем для всего еврейского народа. По этой причине с утра и до появления на небе первой звезды не едят и даже не пьют, но читают много слихот (покаянных молитв).
Каждое из событий семнадцатого Таммуза происходило в разные периоды истории: грех поклонения золотому тельцу и утрата Первых Скрижалей — в год дарования Торы (1313 год до н.э.); прекращение ежедневных жертвоприношений — перед разрушением Первого Храма (420 год до н.э.); пролом Иерусалимской стены — перед разрушением Второго Храма (70 год н.э.); установка идола в Первом Храме — за несколько лет до разрушения Первого Храма, и сожжение свитка Торы — через несколько лет после разрушения Второго Храма.
Месяц Сиван
Сиван — третий месяц еврейского календаря. В этом месяце евреям была дарована Тора.
Тора нам была дарована в Шаббат, то есть в седьмой день недели. Согласно мнению рабби Йоси, Тора была дана в седьмой день месяца Сиван. Вообще число семь связано с понятиями, основа которых — святость: семь дней праздников Песах и Суккот, отсчет дней омера, длящийся семь недель, седьмой год, в который не обрабатывают землю, — год шмита (мн. шмитот). Цикл из семи шмитот заканчивается йовелем — годом, в который отпускали на свободу рабов, а земля возвращалась к ее первоначальным владельцам. Можно упомянуть также и о семи ветвях Меноры — храмового светильника, о семи родоначальниках нашего народа (трех праотцев и четырех праматерей), седьмом по счету пастыре еврейского народа — царе Давиде, потомком которого станет избавитель всего человечества — Машиах.
Самое главное событие этого месяца — дарование Торы Моисею на горе Синай. Это событие уникально, не имеющее аналогов в истории человечества. Откровение Бога еврейскому народу произошло шестого Сивана, в день, который стал праздником Шавуот (Исх.19:1).
На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей (Исх.19:16,20).
Именно в этот же день, на праздник дарования Торы, Всевышний послал Святой Дух на учеников Йешуа: "При наступлении дня Шавуот все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян.2:1-4).
Месяц Ияр
Ияр второй из двенадцати месяцев еврейского календаря. Название месяца Ияр и Зив. Еврейское название этого месяца Зив, что значит «великолепие», «сияние». В этом месяце царь Соломон начал строить первый Храм (3Цар.6:1). Известный иудейский комментатор Священного Писания РаДаК (рабби Давид Кимхи) объясняет это место так: «Месяц Зив — это месяц Ияр. Название месяца Зив наши мудрецы объясняют тем, что этот месяц великолепия растительного мира: все растения цветут».
Два названия месяца Ияр и Зив тесно связаны между собой. Название Ияр происходит от слова ор «свет». Таким образом, оба названия месяца по своему отражают сущность и проявление света: название Ияр символизирует источник света, а Зив — отражение света от его источника.
Раввины считают, что этот месяц — месяц исцеления, т.к. в названии Ияр они видят зашифрованную фразу из Торы: Ани Адонай Рофеха «Я Господь, целитель твой» (Исх.15:26), в которой первые буквы слов образуют название месяца.
В месяце Ияр произошли пять значительнейших событий:
1. Первое Ияра — дата первой всеобщей переписи еврейского народа.
2. В пустыне Мара Израилю еще до дарования Торы было заповедано соблюдать субботу.
3. С небес стала падать манна.
4. Начало сооружения Первого и Второго Храма.
Месяц Нисан
Нисан — первый месяц еврейского календаря. Первая заповедь, данная только что родившемуся народу Израиля, была: «месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх.12:2).
Нисан в еврейской традиции рассматривается как месяц искупления (освобождения). В Талмуде говорится: «В Нисане наши праотцы были искуплены в Египте, и в Нисане произойдет последнее искупление» (Рош-Ѓашана 11а).
Нисан — месяц чудес (нисим). В названии месяца Нисан присутствуют две буквы нун, и иудейские мудрецы предполагают, что это означает «чудеса чудес» (нисей нисим), ибо о грядущем искуплении сказано: "Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю ему дивные дела [в оригинале «чудеса»]" (Мих.7:15).
Раввины видят в этом указание на то, что в грядущем искуплении чудеса и знамения будут сходны с чудесами, которые произошли при исходе из Египта.
И действительно, предсказания раввинов исполнились. В месяце Нисан, когда Йешуа умер на Голгофском кресте, произошли поразительные события: днем наступила тьма (Мк.15:33), завеса в Иерусалимском Храме разорвалась надвое (Мк.15:38), случилось землетрясение (Мф.27:51), многие праведники восстали из мертвых (Мф.27:52-53).
1 Нисана был освящен переносной Храм скинию (мишкан) и Божественное Присутствие наполнило скинию. В этот день Аарон начал свое служение как первосвященник (коэн а-гадоль).
13 Нисана — наш праотец Авраам принял союз обрезания (брит мила). В этот же день 3404 г. от сотворения мира (357 г. до н.э.) вышел указ Амана, направленный против евреев. Царица Эстер (Есфирь) провозгласила трехдневный пост (Есф.3:12, 4:16).
С 14 Нисана начинается праздник Песах, а с пятнадцатого — праздник опресноков (хаг ѓа-мацот).
Целых семь дней мы едим мацу — пресный хлеб, в память о том, что тесто для хлеба наших предков не успело закваситься. Однако маца потому и является символом чистоты и святости, что в ней нет закваски (хамец), которая символизирует порок и грех (Мт.16:6).
14 Нисана — пост первенцев: согласно обычаю, первенцы в этот день постятся до захода солнца. Это делается в память о том, что Господь спас еврейских первенцев и покарал первенцев египетских.
В этот день Каин и Авель принесли Всевышнему жертвоприношения. 14 Нисана был распят Йешуа Мессия и через три дня был воскрешен.
15 Нисана в 2018 г. от сотворения мира (1743 г. до н.э.) Всевышний заключил вечный союз (Брит бейн ѓа-бетарим) с нашим праотцем Авраамом.
15 Нисана в 2047 г. от сотворения мира (1714 г. до н.э.) три ангела посетили Авраама, чтобы уведомить его о том, что его девяностолетняя жена Сарра родит сына.
В этот же день 2048 г. от сотворения мира (1713 г. до н.э.) день рождения нашего праотца Ицхака (Исаака).
15 Нисана 2447 г. от сотворения мира (1314 г. до н.э.) Всевышний явился Моисею в виде горящего куста.
15 Нисана 3389 г. от сотворения мира (372 г. до н.э.) пророк Даниэль был брошен в ров со львами и чудесным образом остался в живых (Дан.6:23).
16 Нисана (2-й день Песаха) во времена Храма в Иерусалиме приносили приношение ячменя «Омер» в Храм.
16 Нисана 2488 г. от сотворения мира (1273 г. н.э.) запас манны иссяк, после того как еврейский народ вошел в землю Израиля (Талмуд, Кидушин 38а).
В этот же день 3404 г. от сотворения мира (357 г. н.э.) был повешен Аман (Есф.7:10).
21 Нисана расступились воды Красного моря пред народом Израиля, во время преследования их египетским войском во главе с фараоном.
Месяц Адар
Название этого месяца, как и остальных месяцев еврейского года, пришло из Вавилонии и происходит, по всей видимости, от аккадского аддару «гумно», «время молотьбы».
Название же месяца на иврите — Адар — происходит от а-д-р, что буквально означает «быть могучим», «возвеличиваться», «делать великолепным». В этом усматривается намек на события, которые произошли в месяце Адар, и главным из которых является праздник Пурим, посвященный освобождению еврейского народа от угрозы истребления в Персии.
На иврите есть еще одно слово, производное от корня. И это слово — адир, что означает «сила», «достоинство», «прочность». Таким образом, Адар — это месяц удачи и счастья для евреев. Наши мудрецы говорят об Адаре: «Его удача (мазаль) очень сильна».
Пурим, главный праздник Адара, напоминает о переменчивости удачи, которая вначале была на стороне Амана, но победу принесла евреям. Вот почему говорят: «Начинается Адар — увеличивается веселье». Празднование Пурима — наивысшая точка радости и веселья всего года. Еврейский год начинается с радости искупления Песаха и завершается радостью освобождения Пурима.
Адар — последний, двенадцатый месяц еврейского календаря. Именно на этот месяц и выпал жребий злодея Амана, который жаждал отомстить непоколебимому народу Израиля.
[И сделал совет] в первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, и бросали пур, то есть жребий, пред лицем Амана изо дня в день и из месяца в месяц, [чтобы в один день погубить народ Мардохеев, и пал жребий] на двенадцатый месяц, то есть на месяц Адар (Есф.3:7).
Согласно мидрашу, Аман, бросая жребий на каждый месяц еврейского календаря, обнаружил, что в Адаре, кроме рождения и смерти Моисея (который и родился, и умер седьмого Адара), нет ни одного значительного события. Аман решил воспользоваться этим и предложил царю Персии Артаксерксу истребить евреев именно в этом месяце (Есф.3:811).
Месяц Шват
Название месяца Шват происходит от вавилонского слова, которое означает «месяц штормов и дождей». На иврите месяца Шват связывается со словами шэвет — «колено», «клан», «трость» и шават — «сечь розгами».
Шват — пятый месяц еврейского календаря. В месяце Шват зима встречается с весной. Именно на этот месяц в Израиле приходится пик выпадения осадков и, возможно, поэтому древние вавилоняне назвали этот месяц «месяцем штормов и дождей». Тора так говорит об этом времени: «польется вода из ведер его, и семя его будет как высокие воды…» (Чис.24:7). К концу месяца дожди выпадают реже, заметными становятся первые признаки весны. В месяце Шват ветви плодовых и полевых растений начинают покрываться цветами; на деревьях появляются первые листочки, а на берегах рек расцветает напоминающее посох растение шавшевет («посошок»).
Три значимые события произошли в этом месяце:
1-го Швата Моисей учил народ Торе;
8-го Швата наступила смерть старейшин, переживших Иисуса Навина (Йеѓоша бин Нун);
15-го Швата (Ту би-Шват) празднуют Новый год для деревьев (Рош ѓа-шана ла-иланот).
Месяц Тевет
Месяц Тевет приходится на пик зимы. Название месяца также заимствовано из вавилонского календаря и означает «месяц купания». На иврите название месяца Тевет связано со словом тава, что значит «тонуть», «погружаться в воду». Именно в этом месяце в Израиле выпадает большая часть осадков, влагу которых жадно впитывают растения, запасаясь на предстоящее жаркое лето.
Тевет начинается с последним днем праздника Хануки. Десятый день десятого месяца — пост десятого Тевета в память о начале осады Иерусалима.
Главным событием месяца Тевет является пост девятого Тевета. В этот день началась осада Иерусалима, приведшая к разрушению Первого Храма (Иер.39:1-2).
Осада Иерусалима продолжалась два года. Захватив город, император Навуходоносор разорил его и до основания разрушил Храм.
Согласно иудейским комментаторам Торы, сотворение мира началось с камня, который называется Эвен-шетия «Камень основания». Считается, что это тот самый камень, на котором Авраам собирался принести в жертву Богу своего сына Исаака, и что этот же камень был положен в основание Иерусалимского Храма. Над этим камнем находилось Святое Святых Храма. Сейчас этот камень лежит в основании мечети Аль-Акса. Именно из-за этого камня многие великие правители мира считали важнейшей своей задачей захват Иерусалима — ведь тот, кто овладеет этим городом, будет владычествовать над всем миром.
В этом месяце происходили и другие события. Так, 1-го Тевета Ездра (Эзра) и старейшины Израиля издали указ о смешанных браках, представляющих угрозу исчезновения еврейского народа как такового. В указе содержался призыв к евреям, вернувшимся из Вавилонского плена и поселившимся в Израиле, развестись с их женами — нееврейками (1Езд.10:11-12,16).
8-го Тевета был окончен первый перевод Торы на греческий язык. С этого момента Тора перестала быть наследием и уделом исключительно еврейского народа. А 9-го Тевета умер писец Ездра (Эзра ѓа-софер), и с его смертью завершилась эпоха ветхозаветного пророчества (в иудейской традиции считается, что Эзра — это второе имя пророка Малахии).
Месяц Кислев
Месяц Кислев. Название месяца Кислев, как и названия других месяцев еврейского календаря, также пришло из Вавилонии. Возможно, название месяца Кислев связанос еврейскими касаль «делать глупость», кэсель «упование» или кисла «надежда». Все эти слова происходят от одного и того же корня каф-самех-ламед, что можно перевести как «покрытие», и, таким образом, разные на первый взгляд слова становятся в один смысловой ряд: сделать себя более защищенным, прикрывшись чем-то. Но в этих однокоренных словах, схожих по написанию с названием месяца Кислев, отражаются и события, которые происходили в этом месяце. Слово касаль напоминает о глупости, совершенной императором Антиохом IV Епифаном, решившим покончить с еврейским вопросом в Израиле. А слово кэсель отражает надежду и упование евреев на Бога, Который всегда спасал их от всяческих врагов.
Три чрезвычайно знаменательных события произошли в месяце Кислев:
1. Окончание строительства Скинии (мишкан);
2. Осквернение Храма язычниками и освящение его вновь;
3. Рождение Йешуа Мессии (25-го Кислева, что в последствии в Христианском мире стали отмечать 25 декабря).
Месяц Хешван
29 октября начинается месяц Хешван. Название этого месяца пришло из Вавилонии, а древнееврейское название этого месяца — Буль. Существует мнение, что еврейское название этого месяца произошло от слова мабуль, что значит «потоп». Считается, что всемирный потоп начался именно в месяце Буль или Хешван.
В Писании еврейское название этого месяца встречается только один раз, в 3-й книге Царств, где рассказывается о том, что Соломон закончил строительство Первого Храма (3Цар.6:37-38).
Этот месяц называют еще Мархешван, то есть «горький Хешван», что, возможно, служит напоминанием о трагичности многих событий, произошедших в этом месяце.
В этом месяце нет никаких праздников, но Талмуд приводит пять дат значительных исторических событий, произошедших в этом месяце:
1. 7-го Хешвана был ослеплен царь Седекия (Цидкияѓу), последний царь Иудеи;
2. 11-го Хешвана умерла жена Яакова Рахель;
3. 17-го Хешвана начался всемирный потоп;
4. В месяце Хешван Соломон (Шломо) закончил строительство Иерусалимского Храма;
5. С 7 по 17-е Хешвана — время молитв о дожде;
6. Принято считать, что освящение Третьего Храма произойдет в Хешване.
Месяц Тишрей
События, которые произошли первого Тишрея:
По преданию, первый человек Адам и Ева (Хава) были создан на шестой день Творения и согрешили, вкусив плоды Древа Познания, в шестой день Творения. В тот же день человек предстал перед судом Всевышнего и был осужден. Но потом приговор был смягчен и смерть была заменена на изгнание из Эдемского Сада. Поэтому день первого Тишрей считается днем Суда.
1. В самый первый день своего создания, Адам нарушил заповедь Господа, вкусив с запрещенного дерева и был судим Богом. Это учит нас, что человеку свойственно заблуждаться, а Божественному прощать.
2. Адам и Ева были изгнаны из рая, у них и их потомков было отнято бессмертие.
3. Каин убил Авеля (Ѓевель).
4. Каин и Адам покаялись в своих грехах и были прощены.
5. Высохла суша после окончания Потопа.
6. Сара зачала Исаака (Ицхак).
7. Зачали Рахиль (Рахэль), жена Иакова, и Анна (Ханна), мать пророка Самуила (Шмуэль).
8. Все было подготовлено к принесению в жертву Исаака на горе Мориа, когда Исааку было 37 лет, Аврааму — 137, а Сарре— 127 лет.
9. Умерла Сарра.
10. Родилась Ревекка (Ривка), жена Исаака.
11. Иосиф (Йосэф) вышел из тюрьмы, и началась его карьера в Египте, в результате чего он стал вторым человеком в государстве после фараона.
12. Изгнанники, возвратившиеся на родину во времена Ездры (Эзра) и Неемии (Нехемья), возобновили принесение жертв в Храме.
13. Другие события в нашей древней истории имели место на Рош-Ѓашана: пророк Елисей (Элиша) благословил женщину из Шунем с рождением ребенка; Эзра собрал весь народ и прочел выдержки из Торы, приведшие к покаянию среди вернувшихся изгнанников. Однако, Эзра и Нехемия предложили народу забыть о досаде и горе на празднике и отложить свой пост и слезы до Суккота.
Во второй день Тишрея произошло следующее:
1. «И завершены были небо, и земля, и все воинство их» (Быт.2:1) во время сотворения мира, как сказано об этом в Торе, и первая суббота пришлась на второй день Рош-Ѓашана. В конце Шаббата, Адам и Ева увидели в первый раз темноту. Они сидели, напуганные в темноте, пока Адам не споткнулся случайно на два камня, которые задели один другой и не произвели искру света. После этого он благословил свет. (Поэтому каждую субботу вечером произносится благословение на свет в молитве Хавдала).
2. Ной (Ноах) во второй раз выпустил из своего ковчега голубя, чтобы узнать, сошли ли воды потопа, и голубь не вернулся к нему.
Согласно некоторым источникам, Гедалиа, сын Ахикама, губернатора Иудеи после разрушения первого Храма, был убит на второй день Рош-Ѓашана в городе Мицпа. Пост по Гедалие соблюдается, однако, на следующий день, по причине праздника.
Третий день Тишрей соблюдается как пост по Гедалие. Его убийством, оставшимся еврейским поселениям в Святой Земле был нанесен тяжелый удар. Это один из четырех постов, имеющих отношение к разрушению Храма.
В пятый день Тишрей родился Нефалим (Нафтали), сын патриарха Иакова. Он прожил 133 года и умер, как утверждают некоторые источники, в тот же самый день.
В седьмой день Тишрей родился Завулон (Звулун), сын патриарха Иакова. Он жил 100 лет (некоторые источники утверждают, что Звулун жил 124 года).
В восьмой день Тишрей состоялась закладка Первого Храма, построенного царем Соломоном (в 2935 году от создания мира). С этого дня жертвоприношения были запрещены в других местах.
Девятого Тишрей Моисей спустился с горы со вторыми скрижалями. Это было знаком того, что Бог простил Израилю грех золотого тельца. В этот же день отмечается Йом-Кипур. Как говорят мудрецы, в этот день Бог открывает небесные врата покаяния, что даже самый великий грешник, покаявшись от всего сердца, может обрести милость и снисхождение Всевышнего.