Блог С.Полонского
Новое в блоге:
Известное место из Нового Завета: «Мессия искупил нас от клятвы (буквально – проклятия) закона, сделавшись за нас клятвою (проклятием) – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:13). Цитата взята Павлом из Торы Втор.21:22-23 «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве; тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел».
Очень странное место… Еврейская традиция, происходящая из Священного Писания, учит, что тело умершего необходимо похоронить до захода солнца. Никогда в еврейском народе не казнили и не вешали умерщвленного человека на дерево. В еврейском понимании – это большое кощунство. А раз так, то в этом месте скрыт более глубокое значение.
Необходимо посмотреть это место на иврите. «Преступление» на иврите «хэт», буквально «грех». Именно это слово впервые появляется в описании грехопадения первого человека Адама. Второе слово, которое поможет нам разобраться в этом месте – это слово «повешенный» талуй. Талуй слово, которое также переводится как «связанный с чем-то, зависящий от …». А теперь, попробуем составить из этих слов фразу из Торы: проклят пред Богом всякий зависимый от дерева. Теперь возникает вопрос: от какого дерева зависит этот человек? И о каком человеке идет речь? Конечно же об Адаме и о дереве познания добра и зла. Именно тогда человечество попало под главное проклятие – отделенность от Бога.
Теперь понятно, что сделал для нас Мессия. Он разрушил или нарушил нашу связь с деревом познания добра и зла. Он принял за нас проклятие – смерть, чтобы мы, через веру в Него имели общение со Всевышним.
В последнее время все чаще приходиться слышать об опасности "метки дьявола" на челе (голове) и руке "кто поклоняется
зверю и образу его и принимает
начертание на чело свое, или на руку свою" (Откр.14:9). А почему именно там будут ставить метки? Читаем в Торе: "и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они
повязкою над глазами твоими" (Втор.6:8 ). О чем здесь идет речь? О заповедях Всевышнего. Именно они предохраняют наши мысли (чело, голову) и наши дела (рука) от влияния дьявола.
Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника [своего] (Втор.22:9).
Данный запрет распространяется на сеяние злаковых в винограднике. На первый взгляд все понятно, НО в оригинале слово «заклятым» стоит слово тикдаш (от слова кадош «святой»). Получается фразу можно перевести как «не засевай двумя родами семян, чтобы не сделать тебе святым сбора».
Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев (Ис.5:7). См. также притчу Йешуа о винограднике (где убили сына владельца виноградника Лук.20). А что же тогда злаковые? Это народы мира, как об этом учил Йешуа в притче про последнюю жатву (Матф.13:24-39).
Когда наступит последняя жатва, то Всевышний будет собирать плоды Своего виноградника вместе с урожаем народов. Этот последний урожай будет святым!
Иерусалимский Талмуд говорит: "Три вещи отменяют тяжкий приговор: тфила (молитва), тшува (раскаяние) и цдака (добрые дела)" Таанит 2:1. Эти три меняют волю Небес, но мудрецы прибавляют еще 2 - "изменение имени" и "переезд на другое место жительства".
Тут требуются объяснения. Неужели в руках у человека (творения) есть нечто такое, что может менять Волю Творца? Оказывается, да! На иврите слово тфила "молитва" происходит от глагола палель"судить". В молитве мы как бы "судим себя", и таким образом меняемся; то, что было положено человеку перед молитвой, после молитвы ему уже не положено, т.к. он уже изменился, исправился. См. пример с молитвой царя Езекии (Исайя 38:5). Тоже самое работает и с покаянием. См. пример с пророком Йоной и народом Ниневии. Что касается цдаки: написано в книге Притчей (10:2) "Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда (цдака) же избавляет от смерти". Когда стоит угроза жизни человека, то в этот момент нужно давать цдаку.
Относительно "изменение имени" см. пример с рождением Вениамина, которого хотели назвать Бен-Они "сын страдания". Таких примеров в Библии огромное количество Аврам-Авраам, Осия-Иисус Навин, Адасса-Эстер, Даниил и 3 отроков. Что касается перемены места жительства, то мы видим, что Авраам вышел из Ура Халдейского, чтобы не жить вместе с идолопоклонниками; Руфь моавитянка решила не возвращаться в свой народ, а присоединиться к народу Божьему.
Статьи:
Что от нас скрывают христиане, или духовный склероз (продолжение статьи Что скрывают от нас раввины?)
Отсчитай пятьдесят дней... Главное событие месяца Сиван — дарование Торы Моисею на горе Синай. Это уникальное событие, не имеющее аналогов в истории человечества. Откровение Бога еврейскому народу произошло 6-го Сивана, в день, который стал праздником Шавуот.
Песах — время свободы. В трактате Рош-Ѓашана говорится, что в месяце Нисан был сотворен мир, родились праотцы еврейского народа, наши предки были избавлены от египетского рабства, и что в этом же месяце придет полное избавление народу Израиля.
Пурим и Христианство. Как христианские церкви относятся к еврейскому вопросу.
Что скрывают от нас раввины? Раввины, зная факты, подтверждающие мессианство Йешуа, намеренно скрывают их от еврейского народа.
Пурим и Христианство. Как христианские церкви относятся к еврейскому вопросу.
статья "Иисус и фарисеи" (2-я часть)
Книга "Мессия в еврейских праздниках и традициях" >>>.
О месяце Шват из книги "Времена и сроки" >>>.
Интересные параллели
Мы видим, что в Библии есть очень важный принцип - "все возвращается на круги свои" (Еккл.1:6). По этому принципу и строится история человечества. Все с чего начиналось, тем же и заканчивается. Человечество делая огромный круг истории, приходит в то место, где все началось.
начало истории | конец истории |
---|---|
два дерева - Дерево жизни (Эц хаим) и Дерево познания добра и зла (Эц даат) Дерево жизни в центре сада (Быт.2:9) |
Дерево жизни посреди Нового Иерусалима (Откр.22:2, 14) Дерево жизни в центре Иерусалима (Откр.22:2) |
херувим с мечом возле выхода из Эдема (Быт.3:24) |
Йешуа с мечом перед входом в рай (Откр.1:16) |
изгнание из рая |
возвращение в рай |
один человек (Адам) |
множество народов (Откр.7:9) |
песнь Моисея, т.е. Тора (Втор.32) |
песнь Моисея и Агнца (Откр.15:3) |
Известное место глазами евреев
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Матф.28:19-20).
Давайте посмотрим на эту фразу глазами евреев первого века нашей эры.
Идите – на иврите леху (повелительное наклонение), однокоренное слово ѓалаха – путь по которому идут, в более позднее время это слово стало означать совокупность евр.законов. Т.е. использование этого слова не случайно, и означает такие образом «идите, сохраняя свое еврейство».
Научите – слово, которое каждый еврей произносит 3 раза в день в молитве «Шма Исраэль». Написано: «и научите им (словам Торы) детей своих» (Втор.11:19).
Крестя – дословно «погружая».
Во Имя. Имя отражает сущность личности. Т.е. «погружая в сущность Отца, Сына и Святого Духа».
Соблюдать – на иврите лишмор, буквально «строго хранить, защищать, исполнять».
Повелел – на иврите цава, буквально «приказал». От этого слова происходит слово мицва «заповедь».
Теперь, собрав все воедино, прочтем эту фразу по-еврейски.
Идите, сохраняя свою принадлежность к еврейскому народу, научите все народы, как сыновей своих, погружая их в сущность Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать (исполнять заповеди Всевышнего) все, что Я заповедовал вам.
Задача человека
Однажды Йешуа спросили: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:36-40).
Почему Йешуа выделяет именно эти 2 заповеди, ведь все заповеди важны? Ответ кроется в двух главных и первых грехах человечества – грех Адама, который убежал и спрятался от Всевышнего, и грех Каина, который убил своего родного брата Авеля.
Задача человека в этом мире – исправить ошибку Адама и вернуться к Богу. И восстановить отношения с ближними, чтобы исправить грех Каина. Отсюда принято делить все заповеди на две большие категории: бейн Адам ле-Маком (между человеком и Всевышним) и бейн Адам ле-хаверо (между человеком и ближним).
3 молитвы
Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на [одно] место (Быт.28:10-11).
В еврейской литургии в течение дня читаются три молитвы – Шахарит (утром), Минха (после полудня), Маарив (вечером), каждая из них, говорит традиция, была установлена одним из патриархов - соответственно, Аврагамом (Быт.19:27), Ицхаком (Быт.24:63) и Яаковом. Согласно второму толкованию, приведенному РаШИ от имени мудрецов, слово А-маком означает одно из имен Всевышнего, которого называют «Местом мира», в этом случае выражение ваифга бамаком истолковывается как встреча со Всевышним или обращение к Нему, т.е. как молитва.
При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить [букв. «вести беседу»] (Быт.24:63).
«вести беседу» - слово ласуах означает молитву подобно стиху «перед Господом изливает душу в беседе своей сихо» (Пс.101:1). РаШИ объясняет значение глагола ласуах, что он образован от слова сиха «беседа». Однако с кем Ицхак мог беседовать, находясь в поле в одиночестве? Ссылаясь на мидраш, РаШИ объясняет, что в этом контексте «беседа» - синоним слова «молитва».
Библейская геронтология
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх.20:12).
Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои (Втор.6:1-2).
Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои (Втор.22:6-7).
Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе (Втор.25:15).
И любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им (Втор.30:20).
Сын мой! наставления моего [в оригинале Торати – букв. «моей Торы»] не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе (Прит.3:1-2).
Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла (лашон hара) и уста свои от коварных слов (Пс.33:13-14; 1Пет.3:10).
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава (Прит.3:13-16).
Сидящие в шатрах
К чему мы стремимся в нашей жизни? Как понять смысл жизни? Что является главным, а что второстепенным? Наши мудрецы говорят, что прийти к понимаю этих вещей можно через изучение Священных Писаний.
Вникай в себя и в учение [на иврите – Тора]; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:16).
Самое удобное положение человеческого тела для изучения – сидеть, на иврите йошев.
Быт.25:27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим [в оригинале йошев, т.е. «сидящий»] в шатрах (ср. Шем в своих шатрах Быт.9:27).
Религиозных евреев часто спрашивают: каков идеал, которым они руководствуются в жизни и следование которому они хотят привить своим детям? Понятно, что таким идеалом всегда будет названа духовная жизнь, погруженная — с утра до вечера — в изучение Торы и выполнение ее заповедей. Ни часа, ни минуты без Торы! Подобно царю Давиду, произнесшему в молитве (Пс.26:4): «Одного прошу у Всевышнего, вот чего ищу: сидеть в Доме Всевышнего все дни моей жизни…» (из статьи рава Р.Пятигорского).
70 народов внутри нас
Согласно еврейской традиции, все народы мира произошли от семидесяти потомков Ноя (Быт.10).
“Когда Всевышний давал уделы народам, когда расселял сынов человеческих, поставил Он пределы народам по числу сынов Израиля” (Втор.32:8). Эти строки говорят о зарождении народа Израиля. Тора намекает на момент, когда семьдесят потомков Яакова спустились в Египет, чтобы стать там многочисленным и особым народом. Как выражен в стихе этот намек? Он содержится в указании, что число народов мира соответствует числу сынов Израиля. Поскольку, по Торе, число народов мира — семьдесят, мы понимаем, о каком моменте в истории евреев идет речь.
Известно, что народ Израиля называется царством, которле включает в себя все души. И, как сказано в Зоѓаре, "каждый человек - это маленький мир", т.е. человек включает в себя семьдесят народов мира, что соответствует семи сфирот, каждая из которых делится ещё на десять, итого 70. Каждому народу соответствуют стремления и желания соответствующие его уровню. И человек включает в себя семьдесят желаний, которые имеются у "народов мира".
Границы Израиля по Библии
Границы от Нила до Евфрата - "естественные". Во-первых, потому, что так предписано Создателем и записано в Торе. Во-вторых, потому что здоровые, устойчивые, естественные границы всегда проходят по природным рубежам.
Берейшит(15: 18). В тот день заключил Господь с Аврамом завет, говоря: Твоему потомству дал я эту землю от реки Мицраима до великой реки, реки Прат:
Дварим (1:7-8) Обратитесь и отправляйтесь в путь, и идите к горе эмори и ко всем соседям его на равнине, на горе и в низине, и на юге и на побережье морском, на землю кенаани и к Леванону до потока великого, потока Прат. Смотри, Я дал пред вами землю. Идите и владейте землей, о которой клялся Господь вашим отцам, Аврааму, Ицхаку и Йаакову, дать (ее) им и потомству их после них.
(РaШИ - придите и владейте (вступите во владение). Никто не оспаривает это, и вам не придется вести войну. Если бы они не послали соглядатаев (а полагались только на обетование Превечного), им не понадобилось бы оружие (для ведения войны) [Сифре].
Дварим (11:22-25) Ибо если строго соблюдать будете всю эту заповедь, которую заповедую вам исполнить, любить Господа, Б-га вашего, ходить всеми путями Его и держаться Его; То изгонит Господь все эти племена от лица вашего, и овладеете вы племенами, которые больше и сильнее вас. Всякое место, куда ступит ваша нога, вам будет оно, от пустыни и Леванона, от потока, потока Прат, и до моря крайнего будет предел ваш. Не устоит никто пред вами; страх и ужас пред вами наведет Господь, Б-г ваш, на всю землю, на которую ступите, как говорил Он вам
Йеошуа (1:1-4 ) И было, после смерти Моше, раба Г-сподня, сказал Г-сподь Йеошуе, сыну Нуна, служителю Моше, говоря: Моше, раб Мой, умер; встань же теперь, перейди через Ярден этот, ты и весь народ этот, в землю, которую Я даю им, сынам Исраэля. Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, даю Я вам, как говорил Я Моше. От пустыни и Леванона этого до реки великой, реки Перата, – всю землю хетийцев, – и до Великого моря к заходу солнца будут пределы ваши.
Йешайа, (27:12-13) И будет в тот день: обивать будет Г-сподь (плоды Свои) от потока реки (Прат) до реки Египетской, и вы собраны будете по одному, сыны Исраэля. И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Г-споду на горе святой в Йерушалаиме.
Авром Шмулевич, Аналитической группы МАОФ